В научных журналах

Н.Н. Примочкина

М. Горький «О русском крестьянстве»: проблематика, поэтика, исторический контекст

pdf48Опубликовано в журнале "Филологические науки". 2023. №4

Аннотация

Обращено внимание на особое, негативно-недоверчивое, отношение Горького к русскому крестьянству, политический и духовный консерватизм которого мог помешать, по мнению писателя, осуществлению социалистических идеалов революции. В период Революции 1917 г. и Гражданской войны Горькому казалось, что именно русский «мужик» может погубить революцию и что сама революция неумолимо превращается в жестокую борьбу города и деревни: рабочих и интеллигенции с одной стороны и крестьянства — с другой. Итогом напряженных размышлений писателя в 1917–1921 гг. о судьбах родного народа и его роли в революции явилась большая художественно-публицистическая статья Горького «О русском крестьянстве» (1922), которая стала его первым крупным публичным выступлением в печати после отъезда из России в Европу. Исходя из негативного отношения Горького к русскому крестьянству, представляется вполне закономерным, что писатель на рубеже 1920–1930-х гг. поддержал большевистскую политику всеобщей коллективизации деревни. Именно коренная ломка основ деревенской жизни заставила его поверить в «подлинно социалистический характер» Октябрьской революции.

Ключевые слова: М. Горький, Революция 1917 года, деревня, город, «О русском крестьянстве», коллективизация.

 

М.М. Ожигова 

Максим Горький и Генрих Манн о кризисе Веймарской Республики 1919–1923 гг.: взгляд писателей и общественных деятелей

pdf48Опубликовано в журнале "Новый филологический вестник". 2023. 64, №1

Аннотация

Целью работы является рассмотрение взглядов Максима Горького и Генриха Манна на становление и положение Веймарской республики в наиболее кризисный для нее период с 1919 по 1923 г. Важным представляется то, каким образом в них отразились процессы и события Веймарского периода Германии, ведь период 1919–1923 гг. считается кризисным, однако во многом определяющим как дальнейшее внутреннее развитие Германии, так и ее внешнеполитические отношения, которые, в свою очередь, повлияли и на весь контекст внутри Европы. В статье предлагается развернутое сопоставление двух взглядов крупнейших представителей культуры того времени. При этом выбор фигур продиктован как общими культурными связями и кругом знакомых, так и их аксиологической общностью жизненных позиций. И Г. Манн, и М. Горький выражали себя в двух ипостасях: они были не только писателями, но и общественными деятелями, включенными в политическую жизнь того времени. Письма М. Горького периода его пребывания в Германии (1921–1923) отражают определенный этап личного и творческого поиска писателя, но в то же время показывают включенность писателя в исторический контекст, связанный как с Россией, так и с Германией. В то же время статьи Г. Манна пронизаны патриотическим пафосом, призывающим к возрождению Германии. Оба писателя в своих текстах делают большой акцент на роли культуры в жизни немецкого государства, как бы приглашая народ и правительство к социальному диалогу, который помог бы преодолеть как внутренние, так и внешнеполитические противоречия. Кроме того, исследование показывает, как позиции Горького и Манна иллюстрируют две концепции дальнейшего развития Германии: первый путь был связан с возможным сближением Веймарской республики с молодым Советским государством (М. Горький), другой путь был связан с консолидацией Германии с другими странами Европы (Г. Манн). Сопоставление и анализ взглядов М. Горького и Г. Манна позволяют не только увидеть, как авторы характеризовали исторические события, но и

Ключевые слова: Максим Горький; Генрих Манн; Веймарская республика; 1919–1923 гг. в Германии; экономика и культура.

 

Т. В. Кудрявцева

Культурная память: к 100-летию пребывания А. М. Горького в немецком Саарове

pdf48Опубликовано в журнале "Научный диалог". 2023. Т. 12, №1

Аннотация

В статье представлены свидетельства пребывания А. М. Горького в немецком г. Саарове в 1922—1923 годы. В рамках историко-контекстуального подхода предпринята попытка показать, как функционируют механизмы сохранения и актуализации памяти в отношении конкретного писателя. Речь идет о всемирно известном классике русской / советской литературы — А. М. Горьком. Прослеживается, как его личность и творческое наследие, некогда ставшее принадлежностью мировой литературы, воспринимаются в чужом культурном пространстве XXI века (а именно спустя столетие после пребывание Горького в Германии в начале ХХ века). К анализу привлекаются как материальные объекты культуры (музейные комплексы, памятники и пр.), ономастическая геолокация, так и элементы мемориальной культуры, имеющие отношение к письменным источникам. Это воспоминания современников, исследования, а также актуализация творчества Горького на уровне массового сознания (создание некоего цитатника из произведений Горького и пр.). Сделан вывод о том, что личность и творчество Горького продолжают оставаться составной частью мемориальной культуры Германии, а его имя, несмотря на смену поколений, идеологий и геополитических сдвигов, не стерто с культурной карты этой страны.

Ключевые слова: Горький; Германия; мемориальная культура; рецептивная эстетика; имагология; аксиология. 

 

Т.В. Кудрявцева

«Слово к молодым поэтам» И.В. Гёте: к истории одной интерпретации

pdf48Опубликовано в журнале Studia Litterarum. 2023. Т. 8, № 1

 

Аннотация

В статье проведен сравнительный анализ текста И.В. Гёте «Слово к молодым поэтам» („Ein Wort für junge Dichter“, 1833) и написанной в связи с кончиной А.М. Горького статьи теоретика марксистской эстетики Д.(Г.) Лукача «Освободитель» („Der Befreier“, 1936). Предмет анализа — трактовка Лукачем применительно к личности и творчеству А.М. Горького понятия «освободитель», которое Гёте использовал в отношении своего творчества. Вынося ключевое слово «освободитель» из произведения Гёте в название своей статьи, Лукач в рамках заданной Гёте темы об освободительной миссии литератора пытается доказать правомерность применения тезисов немецкого классика к эпохе пролетарского искусства. Избирательность подходов Лукача к исследуемому материалу продиктована особенностями функционально-целевых установок, которыми руководствовался автор «Освободителя», посвященного классику социалистического реализма. Интерпретация текста Гёте строится Лукачем не на всестороннем анализе взглядов немецкого классика и советского писателя на заданную тему, а ограничивается соположением знаковых смысловых констант, которые заложены в слове «освободитель», важных для Лукача с точки зрения их актуальности применительно к личности и творчеству Горького.

Ключевые слова: Германия, Гёте, Горький, Лукач, рецепция, творческая личность, марксизм, формализм, эстетика, теория искусства

 

О.С. Кудлай

А.М Горький в Германии: исповедальный портрет писателя глазами В.Ф. Ходасевича и Н.Н. Берберовой как эгодокумент русского зарубежья

pdf48Опубликовано в журнале "Новый филологический вестник", 2022 №3 (62)

Аннотация

А.М. Горький сыграл важную роль в литературной и культурной жизни Русского Берлина периода 1921–1923 гг. и, в частности, в творческой судьбе одних из самых ярких его представителей – В.Ф. Ходасевича и Н.Н. Берберовой. Их с А.М. Горьким объединяло не только общее литературное дело – журнал «Беседа» в Берлине, но и жизненные сюжеты (они жили с писателем в Германии в 1922–1923 гг.). В.Ф. Ходасевич справедливо писал, что «зарубежный» период 1920-х гг. в жизни А.М. Горького остается наименее изученным. В связи с этим целью статьи является воссоздание объективного портрета писателя, свободного от идеологических клише, на основе исповедальных воспоминаний ближайшего окружения писателя тех лет – двух одноименных очерков Ходасевича о Горьком и книги мемуаров «Курсив мой» Берберовой. В ходе сравнительного анализа эгодокументальных текстов о Горьком описывается специфика конструирования образа писателя Ходасевичем и Берберовой посредством соотношения художественного и документального начал, сочетания объективности и субъективности. В результате исследования формулируются основные оппозиции, на основе которых Ходасевич и Берберова демонстрируют двойственность, неоднозначность фигуры Горького. Важно отметить, что построенный на контрастах «двойной» портрет писателя, освобождаясь от советского мифа о «писателе-властителе дум», писателе-босяке нередко приобретал новые мифологические черты. Наряду с развенчанием советского «культа личности» Горького представители эмиграции создавали собственный миф о писателе.

Ключевые слова: эгодокументы, А.М. Горький, В.Ф. Ходасевич, Н.Н. Берберова, Германия, Русский Берлин, журнал «Беседа».

 

М. М. Ожигова

Максим Горький и Иммануил Кант: к полемике о природе творчества в «Рассказе об одном романе» (Берлин, 1924 г.)

pdf48Опубликовано в журнале "Новый филологический вестник", 2022, № 2 (61)

Аннотация

В статье рассматривается влияние идей немецкого философа Иммануила Канта на творчество А. М. Горького. Исследуется эстетический аспект влияния философии Канта на прозу Максима Горького, в частности, немецкого периода его творчества. Особое значение придается анализу точек соприкосновения и моментам антагонизма, которые нашли отражение не только в оценке Горького личности и учения Иммануила Канта. Последнее обнаруживается в переписке Горького с А. А. Богдановым, М. М. Пришвиным, А. К. Виноградовым, Л. Ф. Хинкуловой и др., а также в художественных произведениях писателя. В статье анализируется мировоззрение Горького в сравнении с взглядами Канта, доказывается, что философия Канта сыграла важную роль в становлении Горького как писателя. Частным случаем этого влияния оказывается «Рассказ об одном романе», который анализируется более подробно. Именно в этом тексте, написанном в берлинский период творчества Горького и опубликованном в журнале «Беседа», во многом проявилось несогласие Горького с некоторыми положениями философии Канта, касающимися природы творчества и эстетических суждений. Автор статьи показывает, что неприятие Горьким некоторых аспектов философии Канта, связанных с пониманием творчества, вызвано не только мировоззренческими расхождениями, которые включают в себя разницу в понимании мира и человека, но также и различным пониманием эстетики и природы творчества. Статья включена в актуальный научный контекст, так как позволяет с другой стороны осмыслить творчество Горького и показывает, что горьковское «отторжение» философии Канта связано еще и с теоретико- литературными аспектами, включающими творческую установку писателя, особенности и характер его прозы, а также фундаментальное расхождение в понимании художественного творчества.

Ключевые слова: Горький, эстетика, природа творчества, Кант, гениальность, цели творчества, творческая установка, журнал «Беседа», берлинский период жизни и творчества Горького.

 

Н.Н. Примочкина 

М. Горький и немецкий экспрессионизм

pdf48Опубликовано в журнале "Филологические науки", 2022, вып. 6

Аннотация

На основе архивных документов и материалов из личной библиотеки М. Горького исследован вопрос об отношении писателя к немецкому экспрессионизму —
самому яркому течению в искусстве Германии начала ХХ в. Рассмотрены факты творческих и личных контактов Горького с ведущими театральными режиссерами Германии М. Рейнхардтом и Э. Пискатором, с революционными писателями-экспрессионистами И. Бехером, Э. Толлером и др. Выявлен интерес русского писателя к различным видам немецкого экспрессионистского искусства: литературе, театру, кино и живописи. Анализ произведений Горького в контексте творчества немецких экспрессионистов свидетельствует об определенном сходстве их идейных и эстетических взглядов, общем антивоенном, протестном и гуманистическом пафосе, направленном на защиту человеческой личности, страдающей в уродливо деформированном войнами и революциями мире.

Ключевые слова: М. Горький, немецкий экспрессионизм, М. Рейнхардт, Э. Пискатор, И. Бехер, Р. Вине, О. Кокошка, А. Шёнберг, А. Лоос.

 

Н.Н. Примочкина 

Поэтика эксперимента: неоконченная повесть М. Горького «Сон»

pdf48Опубликовано в журнале "Филологические науки", 2021, вып. 4

Аннотация

Изучен вопрос о Горьком как о творце новой эстетической реальности. Показано его стремление преодолеть духовный и творческий кризис начала 1920-х гг., возникший в результате переживания трагических событий Первой мировой войны и русской революции, и обновить свой творческий метод путем включения в него элементов модернистского искусства: символизма, импрессионизма, авангарда. В качестве примера проанализирована малоизвестная неоконченная повесть Горького «Сон» (1923); писатель широко использовал в ее поэтике ключевой принцип модернистского искусства — остранение. С помощью этого приема ему удалось создать текст, в котором искусно смешаны и почти неразличимы сон и явь, реальность и иллюзия. Техника остранения также помогла Горькому глубоко проникнуть в душевный мир своей героини и показать изображаемую действительность глазами наивной девочки-подростка.

Ключевые слова: М. Горький, «Сон», поэтика, остранение, реальность, иллюзия, детское мышление и язык.

 

 Т.В. Кудрявцева

Раннее творчество А.М. Горького в Германии (переводы, публикации, интерпретации) 

pdf48Опубликовано в журнале Studia Litterarum. 2021, Т. 6, № 3

Аннотация

В рамках сравнительного, историко-контекстуального и рецептивного анализа рассмотрены особенности рецепции раннего творчества А.М. Горького в Германии 1900–1910 гг. В контексте проблематики и способов ее художественного воплощения в произведениях русского писателя, а также с учетом специфики литературного процесса в Германии тех лет делается попытка вскрыть причины стремительного вхождения А.М. Горького в немецкоязычное культурное пространство. Анализ проводится на основе учета эдиционной практики, политической и художественно-эстетической направленности печатных органов и издательств. На отдельных примерах отмечается воздействие творчества А.М. Горького на художественную практику немецких писателей (Р. Хух, Г. Гауптман, Ф. Вольф, и др.). Прослеживаются типичные случаи обращения к творчеству А.М. Горького писателей, переводчиков, литературных критиков и исследователей того времени.

Ключевые слова: А.М. Горький, немецкая литература рубежа XIX–XX вв., рецепция, переводы, натурализм, реализм, неоромантизм, символизм, экспрессионизм.