21 сентября 2022 г. на семинаре по гранту РНФ «Горький в Германии: писатель и его окружение в социокультурном и литературно-медийном пространстве» (при поддержке Российского научного фонда проект № 21-18-00131) состоялся научный доклад д.ф.н., вед. научного сотрудника ИМЛИ РАН Т.В. Кудрявцевой на тему «Дьердь (Георг) Лукач о Горьком».

Творчество А.М. Горького занимает важное место в обширном теоретическом наследии европейского мыслителя Д. (Г.) Лукача (1885–1971).

Творчество русского / советского писателя интересует Лукача в контексте его исследований в области истории развития реализма как такового и социалистического реализма, в частности, в связи с разработкой теории романа, в связи с интересом Лукача в этом контексте к русской литературе.

Первое упоминание произведений Горького (роман «Мать») находим в одной из первых работ Лукача «История развития современной драмы» (1908–1912) в связи с понятием «религиозный социализм».

Много лет спустя Лукач уточняет свое понимание смысла романа, в котором «повествование приобретает недостижимую для буржуазии широту и величие»: Доклад Г. Лукача в секции литературы Института Философии Коммунистической Академии (автореферат) Литературный критик № 2. 1935.

Год спустя Лукач конкретизирует свою мысль, рассматривая основную задачу романа в изображении «общего пути освобождения трудящихся в образе полной жизненности, глубоко-индивидуальной судьбы) (Лукач Г. Интеллектуальный облик литературного героя // Литературный критик. № 3. 1936).

В 1921-1923 гг. (годы пребывания Горького в Германии), живший в Вене Лукач был активным автором эссе и рецензий центрального органа КПГ «Красное знамя» («Die rote Fahne»), где, начиная с 1921 г. печатались и отрывки из произведений Горького («Старуха Изергиль» и др.).  

В программном сочинении Лукача «Спор идет о реализме» («Es geht um den Realismus», 1938)» в контексте дискуссии о реализме нового типа имя Горького встречается девять раз. В ряду признанных писателей Европы, Горький служит для Лукача примером претворения в художественном творчестве основных принципов реалистического искусства социалистического образца.

В том же, 1938 г. в Москве выходит сборник статей Лукача 1934–1936 гг. под названием «К истории реализма». Особый интерес в этой книге представляет статья «Человеческая комедия предреволюционной России», в которой на примере творчества М. Горького продемонстрированы все признаки социалистического реализма как его понимает Лукач.

Большой интерес представляет статья, напечатанная в посвященном памяти Горького сентябрьском выпуске немецкой версии журнала «Интернациональная литература» за 1936 г., пока не учтенная ни в одной работе как отечественных, так и зарубежных горьковедов. Статья называется «Освободитель» («Der Befreier») и интересна в контексте сопоставления личности и творчества советского классика с эстетической программой И.В. Гёте. Статья не переведена на русский язык и неизвестна отечественным германистам. Сам Горький был знаком с творчеством Гёте. В частности, в начале 1922 г. во время пребывания в Германии он получил из Франкфурта-на-Майне письмо от Общества друзей Музея Гёте с просьбой прислать несколько строк для юбилейного издания, готовящегося в рамках празднования «Недели Гёте».

После доклада состоялось плодотворное научное обсуждение темы.