О.С. Кудлай

А.М Горький в Германии: исповедальный портрет писателя глазами В.Ф. Ходасевича и Н.Н. Берберовой как эгодокумент русского зарубежья

опубликовано в журнале "Новый филологический вестник", 2022 №3 (62)

pdf

Аннотация

А.М. Горький сыграл важную роль в литературной и культурной жизни Русского Берлина периода 1921–1923 гг. и, в частности, в творческой судьбе одних из самых ярких его представителей – В.Ф. Ходасевича и Н.Н. Берберовой. Их с А.М. Горьким объединяло не только общее литературное дело – журнал «Беседа» в Берлине, но и жизненные сюжеты (они жили с писателем в Германии в 1922–1923 гг.). В.Ф. Ходасевич справедливо писал, что «зарубежный» период 1920-х гг. в жизни А.М. Горького остается наименее изученным. В связи с этим целью статьи является воссоздание объективного портрета писателя, свободного от идеологических клише, на основе исповедальных воспоминаний ближайшего окружения писателя тех лет – двух одноименных очерков Ходасевича о Горьком и книги мемуаров «Курсив мой» Берберовой. В ходе сравнительного анализа эгодокументальных текстов о Горьком описывается специфика конструирования образа писателя Ходасевичем и Берберовой посредством соотношения художественного и документального начал, сочетания объективности и субъективности. В результате исследования формулируются основные оппозиции, на основе которых Ходасевич и Берберова демонстрируют двойственность, неоднозначность фигуры Горького. Важно отметить, что построенный на контрастах «двойной» портрет писателя, освобождаясь от советского мифа о «писателе-властителе дум», писателе-босяке нередко приобретал новые мифологические черты. Наряду с развенчанием советского «культа личности» Горького представители эмиграции создавали собственный миф о писателе.

Ключевые слова: эгодокументы, А.М. Горький, В.Ф. Ходасевич, Н.Н. Берберова, Германия, Русский Берлин, журнал «Беседа».

 

М. М. Ожигова

Максим Горький и Иммануил Кант: к полемике о природе творчества в «Рассказе об одном романе» (Берлин, 1924 г.)

опубликовано в журнале "Новый филологический вестник", 2022, № 2 (61)

pdf

Аннотация

В статье рассматривается влияние идей немецкого философа Иммануила Канта на творчество А. М. Горького. Исследуется эстетический аспект влияния философии Канта на прозу Максима Горького, в частности, немецкого периода его творчества. Особое значение придается анализу точек соприкосновения и моментам антагонизма, которые нашли отражение не только в оценке Горького личности и учения Иммануила Канта. Последнее обнаруживается в переписке Горького с А. А. Богдановым, М. М. Пришвиным, А. К. Виноградовым, Л. Ф. Хинкуловой и др., а также в художественных произведениях писателя. В статье анализируется мировоззрение Горького в сравнении с взглядами Канта, доказывается, что философия Канта сыграла важную роль в становлении Горького как писателя. Частным случаем этого влияния оказывается «Рассказ об одном романе», который анализируется более подробно. Именно в этом тексте, написанном в берлинский период творчества Горького и опубликованном в журнале «Беседа», во многом проявилось несогласие Горького с некоторыми положениями философии Канта, касающимися природы творчества и эстетических суждений. Автор статьи показывает, что неприятие Горьким некоторых аспектов философии Канта, связанных с пониманием творчества, вызвано не только мировоззренческими расхождениями, которые включают в себя разницу в понимании мира и человека, но также и различным пониманием эстетики и природы творчества. Статья включена в актуальный научный контекст, так как позволяет с другой стороны осмыслить творчество Горького и показывает, что горьковское «отторжение» философии Канта связано еще и с теоретико- литературными аспектами, включающими творческую установку писателя, особенности и характер его прозы, а также фундаментальное расхождение в понимании художественного творчества.

Ключевые слова: Горький, эстетика, природа творчества, Кант, гениальность, цели творчества, творческая установка, журнал «Беседа», берлинский период жизни и творчества Горького.

 

 

Н.Н. Примочкина 

М. Горький и немецкий экспрессионизм

опубликовано в журнале "Филологические науки", 2022, вып. 6

pdf

Аннотация

На основе архивных документов и материалов из личной библиотеки М. Горького исследован вопрос об отношении писателя к немецкому экспрессионизму —
самому яркому течению в искусстве Германии начала ХХ в. Рассмотрены факты творческих и личных контактов Горького с ведущими театральными режиссерами Германии М. Рейнхардтом и Э. Пискатором, с революционными писателями-экспрессионистами И. Бехером, Э. Толлером и др. Выявлен интерес русского писателя к различным видам немецкого экспрессионистского искусства: литературе, театру, кино и живописи. Анализ произведений Горького в контексте творчества немецких экспрессионистов свидетельствует об определенном сходстве их идейных и эстетических взглядов, общем антивоенном, протестном и гуманистическом пафосе, направленном на защиту человеческой личности, страдающей в уродливо деформированном войнами и революциями мире.

Ключевые слова: М. Горький, немецкий экспрессионизм, М. Рейнхардт, Э. Пискатор, И. Бехер, Р. Вине, О. Кокошка, А. Шёнберг, А. Лоос.

 

Н.Н. Примочкина 

Поэтика эксперимента: неоконченная повесть М. Горького «Сон»

опубликовано в журнале "Филологические науки", 2021, вып. 4

pdf

Аннотация

Изучен вопрос о Горьком как о творце новой эстетической реальности. Показано его стремление преодолеть духовный и творческий кризис начала 1920-х гг., возникший в результате переживания трагических событий Первой мировой войны и русской революции, и обновить свой творческий метод путем включения в него элементов модернистского искусства: символизма, импрессионизма, авангарда. В качестве примера проанализирована малоизвестная неоконченная повесть Горького «Сон» (1923); писатель широко использовал в ее поэтике ключевой принцип модернистского искусства — остранение. С помощью этого приема ему удалось создать текст, в котором искусно смешаны и почти неразличимы сон и явь, реальность и иллюзия. Техника остранения также помогла Горькому глубоко проникнуть в душевный мир своей героини и показать изображаемую действительность глазами наивной девочки-подростка.

Ключевые слова: М. Горький, «Сон», поэтика, остранение, реальность, иллюзия, детское мышление и язык.

 

 Т.В. Кудрявцева

Раннее творчество А.М. Горького в Германии (переводы, публикации, интерпретации) 

Опубликовано в журнале Studia Litterarum. 2021, Т. 6, № 3

pdf

Аннотация

В рамках сравнительного, историко-контекстуального и рецептивного анализа рассмотрены особенности рецепции раннего творчества А.М. Горького в Германии 1900–1910 гг. В контексте проблематики и способов ее художественного воплощения в произведениях русского писателя, а также с учетом специфики литературного процесса в Германии тех лет делается попытка вскрыть причины стремительного вхождения А.М. Горького в немецкоязычное культурное пространство. Анализ проводится на основе учета эдиционной практики, политической и художественно-эстетической направленности печатных органов и издательств. На отдельных примерах отмечается воздействие творчества А.М. Горького на художественную практику немецких писателей (Р. Хух, Г. Гауптман, Ф. Вольф, и др.). Прослеживаются типичные случаи обращения к творчеству А.М. Горького писателей, переводчиков, литературных критиков и исследователей того времени.

Ключевые слова: А.М. Горький, немецкая литература рубежа XIX–XX вв., рецепция, переводы, натурализм, реализм, неоромантизм, символизм, экспрессионизм.