Н.Н. Примочкина 

Поэтика эксперимента: неоконченная повесть М. Горького «Сон»

опубликовано в журнале "Филологические науки", 2021, вып. 4

pdf

Аннотация

Изучен вопрос о Горьком как о творце новой эстетической реальности. Показано его стремление преодолеть духовный и творческий кризис начала 1920-х гг., возникший в результате переживания трагических событий Первой мировой войны и русской революции, и обновить свой творческий метод путем включения в него элементов модернистского искусства: символизма, импрессионизма, авангарда. В качестве примера проанализирована малоизвестная неоконченная повесть Горького «Сон» (1923); писатель широко использовал в ее поэтике ключевой принцип модернистского искусства — остранение. С помощью этого приема ему удалось создать текст, в котором искусно смешаны и почти неразличимы сон и явь, реальность и иллюзия. Техника остранения также помогла Горькому глубоко проникнуть в душевный мир своей героини и показать изображаемую действительность глазами наивной девочки-подростка.

Ключевые слова: М. Горький, «Сон», поэтика, остранение, реальность, иллюзия, детское мышление и язык.

 

 Т.В. Кудрявцева

Раннее творчество А.М. Горького в Германии (переводы, публикации, интерпретации) 

Опубликовано в журнале Studia Litterarum. 2021. Т. 6, № 3

pdf

Аннотация

В рамках сравнительного, историко-контекстуального и рецептивного анализа рассмотрены особенности рецепции раннего творчества А.М. Горького в Германии 1900–1910 гг. В контексте проблематики и способов ее художественного воплощения в произведениях русского писателя, а также с учетом специфики литературного процесса в Германии тех лет делается попытка вскрыть причины стремительного вхождения А.М. Горького в немецкоязычное культурное пространство. Анализ проводится на основе учета эдиционной практики, политической и художественно-эстетической направленности печатных органов и издательств. На отдельных примерах отмечается воздействие творчества А.М. Горького на художественную практику немецких писателей (Р. Хух, Г. Гауптман, Ф. Вольф, и др.). Прослеживаются типичные случаи обращения к творчеству А.М. Горького писателей, переводчиков, литературных критиков и исследователей того времени.

Ключевые слова: А.М. Горький, немецкая литература рубежа XIX–XX вв., рецепция, переводы, натурализм, реализм, неоромантизм, символизм, экспрессионизм.